Школа педагогического мастерства в Бишкеке
«Вопросы энергосбережения и изменения климата в школах Центральной Азии»- под таким названием в Бишкекской Финансово экономической Академии 20-22 сентября 2014г проходит Школа педагогического мастерства.
Ее организатором выступает ЭД «БИОМ» при поддержке Министерства образования и науки КР, Норвежского общества охраны природы, БФЭА.
В работе Школы принимают участие учителя из Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана. По задумке ее организаторов, Школа педагогического мастерства должна стать фактором повышения профессионализма учителя. Это особенно актуально в постперестроечное время, когда в силу экономических трудностей и политических проблем в развивающихся странах региона практически отсутствуют государственные программы повышения квалификации педагогических кадров.
По словам координатора программ SPARE в Кыргызстане Алексея Курохтина, данное мероприятие — уже Вторая Школа Педагогического мастерства, которая проводится в Бишкеке. Первая состоялась в ноябре 2013г, а за истекший период подобные мероприятия уже прошли в соседнем Казахстане и в Европейском регионе.
С приветственным словом обратилась к участникам Лариса Юрьевна Марченко, заведующая сектором мониторинга и стратегического планирования МОН КР: «Сегодня особенно важно вооружить учителей знанием современной теории обучения, практическими приёмами диагностики и самодиагностики, навыками моделирования нетрадиционных типов уроков. Это обусловлено тем фактом, что в стандарты нового поколения Минобразования и науки КР вводит вопросы Устойчивого Развития и изменения климата. Так как учителя –основные участники и вкладчики в процесс обучения, то необходимо стимулировать их инициативу и активизировать их деятельность, что является одним из важнейших условий роста творческого потенциала педагогов. Педагог должен уметь принимать любые управленческие решения именно с точки зрения Устойчивого Развития».
Л. Марченко рассказала участникам о том, что в КР создана Кыргызская Ассоциация дистанционного образования. Вместе с МОиН республики инициатором ее создания явился также Норвежский университет «Телемарк», с которым Министерство сотрудничает уже 8 лет.
По словам ректора Бишкекской Финансово-экономической Академии Светланы Рустамовны Сирмбард, БФЭА и Университет «Телемарк» в рамках совместного проекта «БФЭА-Телемарк» создали систему академических обменов студентов.Совместный проект поддерживается Норвежским центром международного сотрудничества. Теперь наш ВУЗ поддерживает проведение Школы педагогического мастерства в рамках международного образовательного проекта SPARE, который был инициирован Норвежским обществом охраны природы «Друзья Земли»!»
Участники из четырех стран ЦА презентовали свою деятельность, рассказали об основных мероприятиях по энергосбережению и энергоэффективности в школах в рамках программы SPARE в своих странах, тем самым пополнив методическую копилку проекта.
Тот факт, что страны-участницы с каждым годом еще больше подвигаются в сторону Устойчивого Развития, накладывает на учителей школ еще большую ответственность за формирование у подрастающего поколения экологического мышления. «Мы должны формировать у учащихся навыки сбережения и рационального использования энергии дома и в школе простыми и доступными каждомуспособами,- говорит учитель из РУз Хамида Елдашева. – Учащиеся должны знать об основных экологических проблемах ЦА-го региона».
Именно этой проблеме было посвящено выступление профессора Эмиля Шукурова. «Устойчивое Развитие в ЦА: точки приложения сил». «Экологические проблемы в регионе в основном обусловлены стремительным ростом населения. Оно уже сегодня не соответствует природным ресурсам,- говорит Шукуров,- При чрезмерной эксплуатации естественных экосистем происходит их замещение: леса превращаются в луга, потом в степи и полустыни, пустыни. Далее начинается полное разрушение экосистемы. К сожалению, у человека отсутствует умение взаимодействовать со сверхсложными системами. Люди все больше изощряются в способах уничтожения всего живого».
«Важно вырабатывать экологические стандарты поведения. Каждый обязан и может внести свой вклад в улучшение экологии»,- призывает профессор Шукуров.
Международный проект SPARE помогает формировать активную социальную позицию школьников из разных стран, дает им ощущение общих действий. Подростки со временем становятся просвещенными и ответственными людьми.
Этому помогает также тот факт, что в КР приняты Программа и План Правительства по переходу КР к Устойчивому Развитию. «Впервые в истории страны под одним политическим зонтиком удалось собрать в одно целое программу и план действий Правительства КР,- говорит Лариса Юрьевна Марченко, — А все виды образования теперь объединить в одно — это компетентностное образование. То есть сегодня образование начали рассматривать не только как социокультурный опыт, но и как экономику знаний. И она неотделима от экологии. Такая Программа рекомендует с помощью системы образования и просвещения превратить модель устойчивого развития в систему духовных и профессиональных установок человечества».
Министерство образования и науки КР отреагировало на это введением вопросов Устойчивого Развития и изменения климата, энергоэффективности и экологической безопасности в педагогические стандарты нового поколения. А на прошлой неделе Президент КР Алмазбек Атамбаев подписал Указ о делегировании полномочий реформирования образования МОиН КР.
«Сегодня перед современной системой образования поставлены далеко идущие цели,- говорит председатель ЭД «БИОМ» Владимир Коротенко,- Это подготовка детей к вхождению в социальную, экономическую, культурную жизнь общества. Это формирование навыков, обеспечивающих переход от сферы обучения к сфере труда. Также это создание платформы компетентностей для производства инноваций для развития общества».
Деятельность же в рамках международной программы SPARE создаёт условия для плодотворного сотрудничества на региональном уровне между школой, представителями властных структур и экологическими структурами. Таким образом, она способствует формированию гражданского общества.
Большим «подарком» для всех участников Школы педагогического мастерства стал приезд в Кыргызстан Натальи Ивановны Корякиной из Санкт-Петербургской академии постдипломного образования Регионального отделения Центра экологической политики. Она выступила перед собравшимися с докладами «Современные методики образования и просвещения в области энергосбережения и устойчивого развития» и «Методики развивающего образования».
Очень полезным было также видеовыступление Ольги Сеновой, руководителя ОО «Друзья Балтики» — координатора SPARE в России. Оно затронуло перспективы и направления проведения конкурсов SPARE.
А видеотренинг системного аналитика, научного сотрудника лаборатории управленческого моделирования факультета государственного управления МГУ (г. Москва) Елены Бахановой затронул вопросы «Системной динамики в школьном образовании».
Рождение новой школы – это длительный и сложный путь. Процесс обновления требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения, но и методической работы. Школы педагогического мастерства помогают создать все условия для дальнейшего роста профессионального мастерства учителей.