logo1

Школа педагогического мастерства в Бишкеке

«Вопросы энергосбережения и изменения климата в школах Центральной Азии»- под таким названием в Бишкекской Финансово экономической Академии 20-22 сентября 2014г проходит Школа педагогического мастерства.

Ее организатором выступает ЭД «БИОМ» при поддержке Министерства образования и науки КР, Норвежского общества охраны природы, БФЭА.

В работе Школы  принимают участие учителя из Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана. По задумке ее организаторов, Школа педагогического мастерства должна стать фактором  повышения профессионализма учителя. Это особенно актуально в постперестроечное время, когда в силу экономических трудностей и политических проблем  в развивающихся странах региона практически отсутствуют государственные программы повышения квалификации педагогических кадров.

По словам координатора программ SPARE в Кыргызстане Алексея Курохтина, данное мероприятие — уже Вторая Школа Педагогического мастерства, которая проводится в Бишкеке. Первая состоялась в ноябре 2013г, а за истекший период подобные мероприятия уже прошли в соседнем Казахстане и в Европейском регионе.

С приветственным словом обратилась к участникам Лариса Юрьевна Марченко, заведующая сектором мониторинга и стратегического планирования МОН КР: «Сегодня особенно важно вооружить учителей знанием современной теории обучения, практическими приёмами диагностики и самодиагностики, навыками моделирования нетрадиционных типов уроков. Это обусловлено тем фактом, что в стандарты нового поколения Минобразования и науки КР вводит вопросы Устойчивого Развития и изменения климата.  Так как учителя –основные участники и вкладчики в процесс обучения, то необходимо стимулировать их  инициативу и активизировать их  деятельность, что является  одним из важнейших условий роста творческого потенциала педагогов. Педагог должен уметь принимать любые управленческие решения именно с точки зрения Устойчивого Развития».

Л. Марченко рассказала участникам о том, что в КР создана Кыргызская Ассоциация дистанционного образования. Вместе с МОиН республики  инициатором ее создания явился также Норвежский университет «Телемарк», с которым Министерство сотрудничает уже 8 лет.

По словам ректора Бишкекской Финансово-экономической Академии Светланы Рустамовны Сирмбард, БФЭА и Университет «Телемарк» в рамках совместного проекта «БФЭА-Телемарк» создали систему академических обменов студентов.Совместный проект поддерживается Норвежским центром международного сотрудничества. Теперь наш ВУЗ поддерживает проведение Школы педагогического мастерства в рамках международного образовательного проекта SPARE, который был инициирован Норвежским обществом охраны природы  «Друзья Земли»!»

Участники из четырех стран ЦА презентовали свою деятельность, рассказали об основных мероприятиях по энергосбережению и энергоэффективности в школах в рамках программы SPARE в своих странах, тем самым пополнив методическую копилку  проекта.

Тот факт, что страны-участницы с каждым годом еще больше подвигаются в сторону Устойчивого Развития, накладывает на учителей школ еще большую ответственность за формирование у подрастающего поколения экологического  мышления. «Мы должны формировать у учащихся навыки сбережения и рационального использования энергии дома и в школе простыми и доступными каждомуспособами,- говорит учитель из РУз  Хамида Елдашева. – Учащиеся должны знать об основных экологических проблемах ЦА-го региона».

Именно этой проблеме было посвящено выступление профессора Эмиля Шукурова. «Устойчивое Развитие в ЦА: точки приложения сил». «Экологические проблемы в регионе в основном обусловлены стремительным ростом населения. Оно уже сегодня не соответствует природным ресурсам,- говорит Шукуров,- При чрезмерной эксплуатации естественных экосистем происходит их замещение: леса превращаются в луга, потом в степи и полустыни, пустыни. Далее начинается полное разрушение экосистемы. К сожалению, у человека отсутствует умение взаимодействовать со сверхсложными системами. Люди все больше изощряются в способах уничтожения всего живого».

«Важно вырабатывать экологические стандарты поведения. Каждый обязан и может внести свой вклад в улучшение экологии»,- призывает профессор Шукуров.

Международный проект SPARE помогает формировать активную социальную позицию школьников из разных стран, дает им ощущение общих действий. Подростки со временем становятся просвещенными и ответственными людьми.

Этому помогает также тот факт, что в КР приняты Программа и План Правительства по переходу КР к Устойчивому Развитию. «Впервые в истории страны под одним политическим зонтиком удалось собрать в одно целое программу и план действий Правительства КР,-  говорит Лариса Юрьевна Марченко, — А все виды образования теперь объединить в  одно — это компетентностное образование. То есть сегодня образование начали рассматривать не только как социокультурный опыт, но и как экономику знаний. И она неотделима от экологии. Такая Программа рекомендует с помощью системы образования и просвещения превратить модель устойчивого развития в систему духовных и профессиональных установок человечества».

Министерство образования и науки КР отреагировало на это введением вопросов Устойчивого Развития и изменения климата, энергоэффективности и экологической безопасности в педагогические стандарты нового поколения. А на прошлой неделе Президент КР Алмазбек Атамбаев подписал Указ о делегировании полномочий реформирования образования МОиН КР.

«Сегодня перед современной системой образования поставлены далеко идущие цели,- говорит председатель ЭД «БИОМ» Владимир Коротенко,- Это подготовка детей к вхождению в социальную, экономическую, культурную жизнь общества. Это формирование навыков, обеспечивающих переход от сферы обучения к сфере труда. Также это  создание платформы компетентностей для производства инноваций для развития общества».

Деятельность же в рамках международной программы SPARE создаёт условия для плодотворного сотрудничества на региональном уровне между школой, представителями властных структур и экологическими структурами. Таким образом, она  способствует формированию гражданского общества.

Большим «подарком» для всех участников Школы педагогического мастерства стал приезд в Кыргызстан Натальи Ивановны Корякиной из Санкт-Петербургской академии постдипломного образования Регионального отделения Центра экологической политики. Она выступила перед собравшимися с докладами «Современные методики образования и просвещения в области энергосбережения и устойчивого развития» и «Методики развивающего образования».

Очень полезным было также видеовыступление Ольги Сеновой, руководителя ОО «Друзья Балтики» — координатора SPARE в России. Оно затронуло перспективы и направления проведения конкурсов SPARE.

А видеотренинг системного аналитика, научного сотрудника лаборатории управленческого моделирования факультета государственного управления МГУ (г. Москва) Елены Бахановой  затронул вопросы «Системной динамики в школьном образовании».

Рождение новой школы – это  длительный и  сложный путь. Процесс обновления требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения, но и методической работы. Школы  педагогического мастерства помогают создать все условия для дальнейшего роста профессионального мастерства учителей.